Сельские будни

Нижнешибряйская школа в районе - одна из старейших. В следующем году ей исполнится 130 лет. Поначалу она была церковно-приходской, затем четырёхлетка, восьмилетка и тридцать лет назад стала средней общеобразовательной. А с прошлого учебного года школа приобрела новый статус - базовая: сперва к ней присоединили Верхнешибряйский филиал, а затем ещё Лебяжьевский и Ольшанский. О том, чем сегодня живёт учебное заведение, о проблемах и заботах педагогов, о плюсах и минусах происходящих ныне реформ в системе образования мы побеседовали с директором школы Алексеем Алексеевичем Медведевым.

Теперешнее двухэтажное типовое здание школы построено было тридцать с лишним лет назад. Рассчитано оно на 600 учеников, а фактически здесь обучается 140 человек. То есть резерв для того, чтобы принять большее количество детей, есть. Проблема в том, что детей больше нет. Хотя на фоне других школ района Нижнешибряйская ещё выглядит более-менее благополучной в этом плане. Недавно вот подсчитали, сколько ребятишек дошкольного возраста в селе, и выяснилось - на ближайшую пятилетку число учеников сократиться не должно. Положительную роль играет близость с городом - молодёжь не так уж массово уезжает отсюда, как из более отдалённых деревень, многие работают в Уварове, а живут здесь. Но эта же близость может сыграть и противоположную роль: курс нынешних реформ взят на объединение и укрупнение, а ну как сочтут более выгодным и целесообразным возить детей в Уварово?.. Об этом боятся даже думать все - и учителя, и дети, и их родители.

Неуверенность в завтрашнем дне гнетёт не только нижнешибряйцев, но и учителей других школ, и это, конечно, не добавляет оптимизма. Но несмотря ни на что, педагоги выполняют свою работу добросовестно. Коллектив, возглавляемый А.А.Медведевым, небольшой - всего 20 человек, но, по словам директора, удивительно дружный и работоспособный. А ещё опытный, ведь средний возраст учителей - 45 лет. Пока укомплектованность кадрами 100%, но не за горами тот день, когда возникнет проблема - некому будет учить детей. Ведь последний раз "младая кровь" влилась сюда лет десять назад. Не спешит нынче молодёжь в школы, а тем более сельские, и отпугивает главным образом низкая зарплата. Педагог со стажем получает пять-шесть тысяч, без стажа - и того меньше. Впрочем, живущие в крупных городах завидуют, дескать, для села деньги немалые: "у вас ведь всё своё"... И невдомёк им, каким трудом это "своё" достаётся, не понимают, а точнее - не хотят понимать, что тот же газ на огороде не растёт, как не растёт на нём и одежда-обувь. И что большинство учителей - единственные кормильцы в своих семьях, потому что безработица в деревнях имеет во сто крат больший размах, чем в городах...

Говоря же о положительных моментах последних лет, А.А.Медведев отметил, что мало-помалу пополняется материально-техническая база. Приобрели интерактивную доску, оборудовали компьютерный класс, пусть и не по последнему слову техники, но тем не менее в наличии имеются семь компьютеров, что при средней наполняемости классов 10-11 человек - неплохой показатель. На юбилей школы в октябре подарили оргтехнику. Сейчас больше тревожит состояние самого здания, капитального ремонта здесь не было ни разу. А между тем окна требуют срочной замены, да и система отопления тоже. Нижнешибряйцы рассчитывают на помощь из района, всё-таки школа базовая, довольно крупная. А.А.Медведев в беседе упомянул, что районные власти стараются по мере возможности помогать школам, только вот возможность эта у бюджета не слишком велика. Не отказывают в помощи и местные фермеры, хотя сами тоже не очень большой прибылью располагают. Так недавно "всем миром" хоккейную коробку соорудили - кто инструментом помогал, кто материалом, а кто свои умелые руки приложил. Такое дружное коллективное строительство - наглядное свидетельство того, что в корне меняется психология людей, их отношение к общему добру. Ещё лет десять назад коробку за неделю растащили бы по дощечке. Вспомните, как было: надо мне это или нет - я после решу, а пока возьму "что плохо лежит". Теперь, наверное, до сознания каждого дошло: глупо и наивно ждать, что придёт добрый дядя и сделает какое-нибудь благо. Хочешь жизнь изменить к лучшему - прилагай сам к этому усилия и береги потом сделанное.

Большое внимание в школе уделяется приобщению детей к здоровому образу жизни. Здесь сохранилась хорошая туристическая база, есть байдарки, пусть старенькие, но и на них каждый год совершают походы по Вороне. Спортивная база тоже неплохая, а теперь, с введением в строй хоккейной коробки, активнее будут развиваться зимние виды спорта. Важная составляющая ЗОЖ - питание. В Нижнешибряйской школе и её филиалах работают столовые.

Школьный музей - предмет особого разговора. Здесь собран богатейший материал по истории села и школы. Причём к краеведческой работе приобщают детей с раннего возраста. Дошколятам, когда они приходят на подготовку, внушают: вы должны быть патриотами своего села. И это правильный метод воспитания, любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине. В сборе исторического материала с удовольствием участвуют школьники. Сейчас здесь готовятся к 65-летию Великой Победы. А ещё нижнешибряйские следопыты наладили тесную связь с программой "Жди меня", с помощью которой они надеются разыскать родственников легендарного адмирала С.С.Хомчика. На видном месте в музейной комнате - Диплом и почётный знак за активную работу по патриотическому воспитанию, который полгода назад вручил нижнешибряйцам губернатор О.И.Бетин. Это высокая оценка работы юных поисковиков.

Вообще воспитательному процессу в Нижнешибряйской школе уделяется пристальное внимание. Работают кружки и секции. Большим подспорьем в организации внеклассной работы является филиал Ивановской музыкальной школы, который открылся здесь много лет назад. Его бессменные руководители - заслуженные работники культуры супруги Сукачёвы. Анатолий Васильевич и Мария Фёдоровна - пенсионеры, однако детище своё не бросают. Признаются: для нас это не просто профессия, а образ жизни. И относятся они к своей работе с душой и выдумкой. Вот недавно, например, организовали духовой ансамбль, подобных в области раз-два и обчёлся. Приобрели инструменты, "заразили" идеей ребят, долго репетировали, а теперь начинают пожинать плоды. Накануне нашего визита в школу Анатолий Васильевич и его ученик А.Елисеев вернулись с областного конкурса молодых исполнителей на духовых инструментах, где Алексей стал лауреатом.

"Что ждёте от Года учителя?" - задала я последний вопрос в нашей беседе с директором школы.

- Сельские педагоги нынче стали реалистами, они здраво оценивают происходящее в районе, в области, в России в целом, - ответил А.А.Медведев. - Наивно ожидать, что завтра всё изменится, в деревнях начнут строить современные школы. Нам бы сохранить то, что имеем на сегодняшний день... Ну и престиж учительской профессии хоть немного поднять, чтоб потянулась в наши ряды молодёжь. Без этого ведь невозможно дальнейшее развитие.

Т.СИДНЕВА.