Актуально

Великая Отечественная... Как глубоко она прошлась по судьбам людей! Даже сейчас, по прошествии 65 лет, нет ни одного человека, в жизни которого она бы не оставила свой коварный след. Люди разных поколений по-разному помнят войну: кто-то сам пережил те годы, кто-то помнит по рассказам родителей, а кто-то уже по воспоминаниям дедов и прадедов...

Александр Николаевич Бочаров, глава Уваровского района:

- Мне трудно сказать, с чем ассоциируется у меня слово "война", мне посчастливилось жить в мирное время. Но если подбирать синонимы, то, безусловно, война - это трагедия. Я много читал, смотрел фильмы, и всегда мне становилось страшно. Страшно, когда в справочных материалах находилась информация о концлагерях, когда узнавал, как в первые недели Великой Отечественной наши солдаты шли в бой: неподготовленными, имеющими одну винтовку на двоих, как мёрзли в морозы из-за того, что их не успели снабдить тёплой одеждой. Я задавал себе вопрос: не потому ли враг так быстро сумел дойти до Москвы? Но были и другие мысли: почему в те годы ни у самих солдат, ни у тех, кто работал в тылу, не было сомнений в нашей победе? Даже дети верили - враг будет повержен. Есть один ответ на этот вопрос: 70 лет назад дух народного патриотизма был настолько высок, что сломить его оказалось непосильной задачей для захватчика. Историки всех стран изучают военные хроники различных периодов и не могут понять, как так вышло, что дом Павлова в Сталинграде горстка советских солдат смогла удерживать под натиском фашистов два месяца, а Франция, целая страна, имеющая многотысячную армию, сопротивлялась лишь около тридцати дней. И не поймут, потому что неподвластны науке понятия чести и единства, самоотверженности и самоотречения во имя свободы. Всё это в крови у русского человека со времён Александра Невского, со времён Бородинского сражения…

Я внук двух дедов - участников Великой Отечественной войны. Один, будучи танкистом, погиб в 42-м году. Второй вернулся домой покалеченным. И я знаю, насколько душевные раны глубже физических. Следы от пули можно залечить, а вот израненную душу - нет. Ведь было и такое: наши солдаты стойко отражали нападения, провожали в последний путь друзей, без страха смотрели в лицо смерти. А потом, освобождая концлагеря, седели за один день, увидев, что творили немцы за колючей проволокой. Нет, не было никогда людей, вернувшихся с войны до конца. Одни погибли, другие… были убиты морально. И сейчас правильное решение принимают власти разных уровней: отдать дань уважения великим героям прошлых лет, снять вопрос предоставления им жилья. Что значит квартира в сравнении с тем подарком, что сделали нам ветераны войны? Они отвоевали нашу свободу, жизнь следующих поколений. Они преподали нам незабываемый урок мужества и верности своей земле. Сегодня в преддверии 65-ой годовщины Победы я хочу пожелать всем тем, кто пережил войну, прежде всего, крепкого здоровья, внимания со стороны властей, детей, внуков. И, конечно, и им, и нам всем - мирного неба над головой. Не дай Бог, чтобы ещё когда-то нашим мальчишкам пришлось гибнуть на полях сражений.

Анна Ефимовна Борисова, Почётный гражданин города Уварово, труженик тыла:

- Война во все времена - ужасное зло. Она забирает самых молодых, здоровых и сильных. Она испытывает на прочность страну. Таким тяжким испытанием была для нас и Великая Отечественная война. Даже трудно вспоминать, какие лишения терпели во время неё люди.

Из каждой семьи на фронт ушли отцы, сыновья. Мой брат, Сергей Ефимович Давыдов, родился в 1924 году. Сразу после окончания школы ушёл на фронт и погиб в бою под Смоленском 11 сентября 1943 года. Не дожил до победы и муж моей старшей сестры Прасковьи, Григорий Иванович Крюков. Он прошёл всю войну и погиб в феврале 1945 года. А сколько ещё не вернулось с полей сражений в наш район! Их имена навечно занесены в Книгу Памяти.

А мы, оставшиеся в тылу, во время войны тоже хлебнули лиха. Мы жили под призывом "Всё для фронта, всё для победы". Голодали, а всё что могли, отдавали. Работали и стар и млад. Когда началась война, моему младшему брату Александру было всего одиннадцать лет. Но вместе со сверстниками он работал в колхозе, помогал чем мог. Я во время войны работала в школе. Ходила в старом пальто. И тут мне вдруг улыбнулась удача. Я выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. По тем временам это была огромная сумма. Конечно, могла бы приодеться, дом в порядок привести - крыша на нём совсем была плоха. Но как можно, когда идут тяжёлые бои, когда гибнут солдаты, когда все кругом живут в такой бедноте! Разве можно было думать о себе в такое лихолетье! Я отдала эти деньги на строительство танковой колонны "Тамбовский колхозник". И так поступали многие, отдавая последнее во имя победы. На строительство танковой колонны труженики района собрали тогда два миллиона рублей, на строительство самолётов - 520 тысяч. Вот что была для нас война - время тяжёлых испытаний и лишений. "Победа" была для нас самым сладким словом.  Но война долго давала о себе знать. Мой муж, Аркадий Степанович, прошёл всю войну с первого до последнего дня. Вернулся домой, имея восемнадцать ранений.

Наша страна заплатила за победу огромную цену, мирное небо стоит этого. Сейчас государство заботится о ветеранах Великой Отечественной, наконец по заслугам оценён и труд во время войны в тылу. Жаль только, что всё меньше тех, кто помнит те дни. Хочу пожелать ветеранам крепости духа, жизненной силы, мудрости. Пока мы живы, мы можем рассказать о той войне нашим детям и внукам. Пусть они помнят её, хранят в своих сердцах. Ведь только забвение может порождать новые беды. С праздником!

Александра Алексеевна Березина, пенсионерка, участница трудового фронта:

- Что для меня война? Очень тяжёлое время, хоть и юность моя. Мне было 16 с половиной лет, когда в 1942 году по направлению от райвоенкомата взяли в школу ФЗО учить слесарному делу. Полгода вдали от дома, родилась я в г.Макарьев Костромской области, до родной хаты 80 километров. В редкие выходные ходили домой пешком, другого транспорта не было. Соберёмся компанией по 5-6 человек и бредём кратчайшей дорогой по лесам и полям, все ноги в крови и мозолях. Идём весь день, ночь, наутро приходили еле живые. Запасёмся сухарями, сушёной картошкой, свёклой и назад. После учёбы направили в г.Ковров на военный завод №2, где я почти 3 года проработала фрезеровщицей. Сказать, что было очень трудно, - ничего не сказать. По 12 часов стояли у станка, от звонка до звонка работали, опоздаешь на работу - пойдёшь под суд. Жили в общежитии, в подвальном помещении, где большими хозяевами были мыши и крысы. Кормились в столовой - зелёные постные щи без хлеба, так как хлеб по карточкам - 600 г в день, как военным. Пока на работу бежишь, весь этот хлеб съедаешь… На рынок бегали, покупали жмых и картофельную лепёшку за 10 рублей! Некоторые сознание теряли за станками. От голода. Я с детства слабая была, сказала, что болела малярией, так мне таблетки прямо в цех приносили.

В 1945-м завербовалась в Ленинград, на знаменитый ныне завод №7 им.Фрунзе - "Арсенал". Там всё строго было. Проходили по пропускам, общежитие внутри завода, а рядом всё в руинах. Там я работала резчицей по металлу. И наверное, неплохо трудилась, потому что в 1948 году мне вручили медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Напротив нашего общежития была военная казарма, мы лазили туда через забор на танцы. Там и с будущим мужем познакомилась. Мой Иван Фёдорович воевал с 1943 года, а когда демобилизовался в 1950-м, мы расписались в Ленинграде и уехали к нему на родную Тамбовщину. Жили дружно почти 40 лет, в 1989-м он умер.

Так что правду говорят люди: война - она у каждого своя. Моя - вот такая. И холод, и голод, и любовь, и счастье, и неимоверно тяжёлый труд в невыносимо тяжёлых условиях.

А всем участникам войны и трудового фронта я желаю, конечно, здоровья и мирного неба.

Юрий Иванович Макаров, глава Лучёвского сельсовета:

- На территории нашего сельсовета, к сожалению, в живых уже не осталось ни одного участника войны. Но есть вдовы, труженики тыла, им всем вручили юбилейные медали - большинству развезли по домам, а тем, кто ещё в силах дойти, - в клубе, в торжественной обстановке.

Обидно, что сегодня пытаются переврать историю, принизить подвиг нашего народа. Пожалуй, такое стало возможно из-за излишней свободы, которую нам предоставили и которая привела к распущенности. Но время всё расставит по своим местам, я в этом уверен. Очернить эту священную страницу в истории нашей страны не удастся.

А я лично о войне не только из книг и фильмов узнавал, но и из рассказов моего отца. Ему не было и десяти, когда она грянула. Отец хорошо помнит, с какой болью провожали на войну женщины и дети своих отцов, мужей, сыновей. Помнит, как трудно было в тылу, как голодно, как уставали они, дети, и их матери, заменившие в поле мужчин. Но и это всё было не так страшно, как получить похоронку на родного человека. С войны не вернулся мой дед, Степан Иванович Плужников. Его сын, мой дядя Василий Степанович, тоже воевал. Ему посчастливилось остаться в живых.

Всем, кто пережил ту страшную войну, кто мёрз в окопах, кто из последних сил работал в полях и на военных заводах, я желаю самого главного, чего им в силу возраста и из-за перенесённых испытаний сегодня так не хватает, - здоровья.