Свои медали Серафима Ивановна Васильева бережно хранит. Прикалывает их к костюму только несколько раз в год, в особые дни. Вот и в этот раз приладила их на лацкан костюма и в праздничном настроении вышла на улицу. - Откуда у тебя столько медалей-то? - судачат соседки. - Заслужила, - только и скажет в ответ. И идёт в Мемориальный комплекс к стелам с именами погибших солдат Великой Отечественной... А в памяти всплывают долгие годы трудовой жизни.

И слёзы в глазах…

Родилась Серафима Ивановна в деревне Марышкино, что примерно в тридцати километрах от Мучкапа, в многодетной семье. Родители были колхозниками. Из тринадцати детей, что родились у матери, выжило семеро - шесть дочек и сын. С малых лет младшая Сара (так ласково звал её отец) знала, что такое труд. Дочери были помощницами матери во всём - и дома, и в поле. До войны Сара успела окончить школу-семилетку. Каждый день ходила по пять километров туда и обратно. Жили бедно, с трудом сводя концы с концами. Несчастья не обходили дом стороной: друг за другом в голодные годы умерли две старших сестры…

Но жизнь шла своим чередом и понемногу начала налаживаться не только в семье, но и вокруг. Деревня была далеко от райцентра, поэтому большим событием стало, когда на столбе установили тарелку радио. А у соседа появился патефон - невиданное чудо. Все жители деревни собирались слушать радио, танцевали под патефон. Но началась война, которая разом изменила всё. В первые же дни забрали на фронт отца Серафимы, потом пришла очередь двух старших сестёр, которых направили на трудовой фронт: в Челябинск и Киров. Сара вместе с матерью стала работать в колхозе. Было ей в ту пору четырнадцать лет. Но несмотря на возраст, спрос с подростков был ничуть не меньше, чем с взрослых.

Какие особенные события в той повседневной, тяжёлой работе? Это про тех, кто с винтовкой, автоматом шёл в бой на врага, кто совершал взлёты и посадки на самолётах под шквальным огнём, кто, задыхаясь от пыли и пота, в окопах сражался до последнего, написаны книги, сняты фильмы. Их героический подвиг мы чтим и поныне. И тут же удивляемся, увидев на груди у бабушки-соседки медали за труд во время войны. Но ведь в тылу была тяжёлая работа. Кто остался в деревнях и сёлах? Мужчины ушли на фронт, их заменили женщины и дети. Серафима Ивановна рассказывает об этом буднично и просто, лишь в глазах блестят слёзы:

- Что делали? Куда пошлют, что скажут - то и выполняли. Хлеб косили жнейкой, а мы после неё колосья складывали в снопы и связывали их. А потом молотили барабаном да чувалкой. Из мужчин был только один бригадир-инвалид. День отработаешь, домой придёшь - с ног валишься. Слышишь - он в ночь в окошко стучит, зовёт на работу… Сейчас порой не верится, что смогли всё пережить, выдержать. Молодость, видно, своё брала. Я певуньей всегда была, вот и тогда, в свободную минутку песню затягивала. И сейчас люблю петь.

На подворье была корова. На ней и бороновали, и снопы, и зерно в Мучкап возили. Много пережили: недоедали, недосыпали. А все думы были только о том, чтоб война проклятая скорее кончилась. Победа пришла в мае 45-го. Как радовались ей в родной деревне Серафимы Ивановны! Пели, обнимались, и всё сквозь слёзы. Почти в каждый дом во время войны постучался почтальон с горькой вестью. Не вернулся и отец Сары - сложил голову на Ленинградском фронте. Только одно письмо и получила мать от него, где он писал про то, что подвозит бойцам снаряды да продукты.

После войны Серафима продолжала трудиться в колхозе. А в 48-м году вышла замуж.

Шестьдесят счастливых лет Жизнь свою с мужем, Сергеем Прокопьевичем, вспоминает как один счастливый миг. Деревни, в которых жили Сергей и Серафима, разделяла речка с мостком. Вот на нём-то они и встретились. В Марышкино женихи частенько заглядывали. Двадцать две невесты здесь было, а вот парней - не хватало. А Серафима мало того, что заводилой была, певуньей знатной, так ещё и сама по себе видная - две косы каштановых, каждая толщиной в руку. Сергей на неё сразу и загляделся. А в декабре, когда в колхозах со всеми делами управились, и свадьбу сыграли. Серафима перед этим премию получила за сданный подсолнечник и купила белый шифон себе на свадебное платье.

Жить стали у матери мужа. Сергей трактористом был знатным, а Серафиме кем только работать не приходилось: севцом, плугочистом, животноводом. Трудом своим славилась семья Васильевых да ладом. Четверых сыновей воспитали. Когда дети маленькие были, свекровь с ними сидела дома - не было тогда ни яслей, ни садиков. Потом дом себе отстроили. Сыновей всех в люди вывели: трое высшее сельскохозяйственное образование получили. Свои семьи создали, разъехались по разным городам. А родители в деревне жили до последнего. Муж Серафимы Ивановны город не любил: шум, гам. Милее ему были просторы, поля да перелески родные. Тяготило только, что деревня родная умирает: молодёжь разъехалась кто куда, остались одни старики. Два года назад не стало дорогого супруга. Осталась Серафима Ивановна одна, осиротел дом. Шестьдесят лет вместе с мужем прожили в любви да согласии.

Не удержалась я, спросила секрет семейного счастья и долголетия брака. Собеседница моя ответила без раздумий:

- Эх, детка. Посмотрю на молодых - чуть что не так, бок о бок стукнулись и разбежались. А в семье ведь надо друг к другу приноравливаться, прижиматься. Всё вместе переживать: и счастье, и горе. Тогда и лад будет, и любовь, и уважение… Пожила Серафима Ивановна в своей родной деревне (там осталось-то всего четыре дома, где доживали свой век старики), да и поддалась на уговоры сына Николая в Уварово переехать.

Не жалеет ни о чём.

Здесь Серафиме Ивановне живётся хорошо. Она довольна и счастлива. И не жалеет добрых слов ни для кого, с кем ей довелось общаться за это время. Труженик тыла, ветеран труда, имеющая несколько медалей, в том числе "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", она с благодарностью вспоминает, как в этом году чествовали ветеранов 9 мая. Со слезами на глазах потрясённо рассказывает, как радушно встречали их, ветеранов, 22 июня в "Кристалле" на торжественном мероприятии. Человек простой и добрый, с открытой душой и сердцем, Серафима Ивановна, как и многие её ровесники, благодарна за каждое доброе слово, действие направленное навстречу.

Прожитые годы берут своё, накапливаются болезни. Недавно попала С.И.Васильева в больницу, в травматологию. Ей, как ветерану, предложили отдельную палату. Отказалась бабушка. Не может она быть в одиночестве. Не нужен ей особый комфорт, было бы простое человеческое общение, которого так порой не хватает нашим старикам. Подлечили, обследовали. И теперь каждый день поминает добрым словом и молитвой Серафима Ивановна за внимание и заботу заведующего отделением Сергея Николаевича Зыкова и врача Лиджи Вадимовича Миненко.

Живёт Серафима Ивановна в малосемейке. Каждое утро начинает с молитвы и благодарит Бога за новый день. Смотрит из окошка на окрестности, общается с соседками. Радуется, что живёт в таком хорошем месте - всё рядом: и магазины, и рынок, и кругом так красиво и уютно. Ежедневно её проведывает сын, да и с другими родными она постоянно на связи: мобильный телефон всегда под рукой. Вполне современная бабуля. А иногда, под настроение, достаёт один из сборников песен, которые привёз старший сын, и поёт. Все песни, которые любит. А порой и совсем неизвестные, как спела мне. И вспоминает всю свою такую долгую и, несмотря ни на что, всё-таки счастливую жизнь.

Е.Уварова.